Образовательная область « Ребенок и природа»
Конспект занятия по исследовательской деятельности
в старшей группе на тему: «Воздух и его свойства»
(Воспитатель дошкольного образования высшей квалификационной категории Садкова Т.В.)
Программное содержание: формировать представления детей о роли чистого воздуха в жизни человека, о том, что вокруг нас всегда существует воздух.
Развивать умение делать предположения, выводы внимание, мышление, речь.
Воспитывать познавательный интерес к природе, бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование и материалы: стаканчики пластиковые, полиэтиленовые пакеты, салфетки, зеркало, кусочки резины, мела, игрушки резиновые, бумажные веера по количеству детей, музыкальная колонка, груши резиновые, воздушные шарики, плакат «Строение человека».
Ход занятия:
(Раздается стук в дверь. В комнате появляется воздушный шарик с письмом. Воспитатель открывает конверт и читает письмо.)
Я воздушный легкий шарик
Прилетел издалека.
А послал меня - кудесник,
Друг мой старый и волшебник.
Кто загадку отгадает,
Тот и другом его станет.
Воспитатель ( В.): (Воспитатель читает загадку).
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все мы
Без него не можем жить. (Ответы детей).
В. Тема нашего исследования: «Воздух и его свойства».
А, что обозначают первые слова в загадке? «сделаем глубокий вдох, затем выдох».( Ответы детей).
Посмотрите, у меня в руках полиэтиленовый пакет. Скажите, в нем что-нибудь находится? (Ответы детей).
Опыт 1. Давайте проверим. Скрутим пакет со стороны отверстия (по мере скручивания он надувается и становится выпуклым). Пакет надулся и стал похож на шарик. Как вы думаете, что в пакете? ( Ответы детей).
Вывод: в пакете находится воздух.
В. Ребята, как вы думаете, можно ли жить без воздуха? (Ответы детей). Давайте проверим.
Опыт 2. Попробуйте сделать глубокий вдох, как можно дольше задержите дыхание и не дышите.
Не прошло и минуты, а уже невозможно удержаться и не сделать новый вдох. Убедились?
Вывод: без воздуха жить нельзя.
В. Будем дальше проводить опыты в нашей лаборатории. Вы мне поможете узнать, где прячется воздух и занимает ли воздух место?
Опыт 3. Опустим быстро пустой перевернутый стакан в емкость с водой. Что вы наблюдаете? (Вода в стакан не вливается). Теперь осторожно наклоним стакан. Что произошло и почему? ( Вода влилась в стакан, из него вышли пузыри).
Вывод: воздух занимает место в любой емкости.
Опыт 4. У меня на столе пустой стакан. Как вы думаете, в нем есть воздух? (Ответы детей).
Прикрепим на липучку ко дну стакана салфетку. А теперь, повернув отверстием вниз, опустим стакан резко в воду, так, чтобы он был полностью погружен. Проверяем, замочила ли вода салфетку? Вынимаем стакан из воды и трогаем руками салфетку.
Вывод: салфетка сухая, воздух не дал воде намочить салфетку и войти воде в стакан.
Опыт 5. Бросим в стакан с водой кусочек мела. Что же происходит ? (Видно, что из мела выходят пузырьки воздуха).
Вывод: В меле есть воздух.
В. Ребята, воздух есть везде.
Опыт 6. Возьмем резиновую грушу, сожмем ее в руках. Что вы услышали? ( Свист. Воздух с шумом выходит из груши).
Опыт 7. Закроем отверстие резиновой груши пальцем и попытаемся ее сжать. Она не сжимается. Что же этому мешает? (Ответы детей).
Вывод: воздух находится в груше, мешает ее сжимать.
В. Воздух невидим. Как же его обнаружить?
Опыт 8. Помашем бумажным веером около лица. Что мы чувствуем? ( Мы ощущаем ветерок. Воздух движется).
Вывод: движение воздуха мы можем ощутить.
Физкультминутка
Ветер веет над полями и качается трав. ( Дети плавно качают руками над головой)
Облака плывут над нами, словно, белая гора. (Потягивают руки вверх).
Ветер пыль над полем носит, наклоняются колосья -
Вправо-влево, взад-вперед, а потом наоборот. ( Наклоны вправо-влево, назад-вперед).
Мы взбираемся на холм, там немного отдохнем. ( Ходьба на месте). ( Дети занимают свои рабочие места в лаборатории).
В. Давайте выясним. Имеет ли воздух вес?
Опыт 9. Возьмем два не надутых воздушных шарика и кладем их на чаши весов. Что мы наблюдаем? (Чаши весов неподвижны).
В. Надуваем один шарик. Кладем на весы. Чаша весов с надутым шаром перевесила. Почему? (Ответы детей).
Вывод: чаша весов с надутым шариком перевесила, потому что шарик наполнен воздухом. Значит, воздух имеет вес.
В. Если развязать нитку на надутом шарике, что произойдет? (Ответы детей).
В. Возьмем кусочек резины и бросим в воду. Он утонул. Опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее, чем кусочек резины. ( Предположения детей). Что у нее внутри? (Воздух).
Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
Опыт 10. Подышим на зеркало. Оно запотело. Почему? ( Предположения детей).
Вывод: поверхность зеркала стала влажной, так как вместе с воздухом мы выдыхаем мельчайшие капельки воды.
В. Положите руки на грудную клетку. При дыхании она расширяется и сжимается. Здесь находятся легкие – органы, с помощью которых мы дышим. (Обратить внимание на плакат «Строение человека». Что происходит с легкими при дыхании? ( Ответы детей).
Вывод: при вдохе мы вдыхаем воздух, а при выдохе выдыхаем.
В. Убедиться в этом мы сможем, если проведем опыт.
Опыт 11. Возьмем воздушный шарик, представим, что это легкие человека. Когда мы шарик надуваем, он наполняется воздухом. Когда легкие наполняются воздухом? ( При вдохе). Выпускаем воздух из шарика. Он уменьшается. Когда легкие человека уменьшаются? ( При выдохе). Проделав опыты, мы узнали, как воздух поступает в наше тело. А, как вы думаете, мы можем не дышать? ( Ответы детей).
Вывод: при вдохе мы вдыхаем воздух, а при выдохе выдыхаем его.
В. Но, здоровье человека зависит не только от того, как мы дышим, но и от того, каким воздухом мы дышим, грязным или чистым. Как вы думаете, что приводит к загрязнению воздуха? (Размышления детей). Вспомните, что может происходить с человеком, если он дышит загрязненным воздухом? (Ответы детей).
В. Мы с вами должны заботиться о своем здоровье. Кто знает, что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым? (Надо сажать больше деревьев и цветов и другое).
В. Деревья выделяют в атмосферу больше количество кислорода, необходимого для дыхания.
Ребята, на этом наши исследования закончились. Лаборатория закрывается. (Под музыку дети снимают шапки, халаты).
Итог:
В. Мы провели исследования. Что мы узнали о воздухе? (ответы детей).
(После каждого опыта результаты дети фиксируют на листах исследователя).
раскрыть » / « свернуть