Программное содержание: формировать представление об отличительных свойствах воды, потребностях человека в чистой воде.
Развивать умение различать свойства воды; Средняя группа: формировать представление о функциях органов чувств человека, помогающих познавать окружающий мир; развить умение использовать органы чувств для познания объектов природы. Старшая группа: систематизировать представление детей о свойствах и значении воды для жизни всего живого на земле.
Развивать умение устанавливать зависимость роста и развития растений, животных и человека от пресной воды, делать выводы о необходимости заботы о чистоте рек, озёр, морей и экономном расходовании пресной воды; содействовать широкому экспериментированию как эффективной форме познания свойств воды.
Воспитывать заботливое отношение к природе, её богатствам - воде.
Материалы и оборудование: телевизор, музыкальная колонка, видео «Ниагарский водопад», ящик ощущений, модель «Кому нужна вода», карточки с изображением «помощников анализаторов», микрофон, мяч, модель «Какая бывает вода», модель «Круговорот воды в природе», пластмассовые стаканчики и ложечки по количеству детей, ёмкость с подсолнечным маслом, салфетки бумажные, глобус, банка 3-х литровая с водой, пипетка, картина "Пустыня», 2 баночки с овсом, игрушка «Капитошка», запрещающие знаки о воде.
Ход занятия
Воспитатель (В): Ребята, подойдите ко мне, пожалуйста. Посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Давайте подарим им все свои улыбки. Хорошо.1,2,3-друг на друга посмотри. Не будем отвлекаться, Будем исследованием заниматься. В.: Ребята, сегодня у нас е есть ящик ощущений. Я предлагаю вам описать то, что в нём находится. (Какой предмет?) -Так о чём у нас сегодня пойдёт речь? (высказывание детей) -Правильно, о воде. Сегодня мы познакомимся поближе, узнаем какие тайны она скрывает. -Давайте вспомним всё что мы знаем о воде. Для этого вы расскажете и заселите всех тех, кому нужна вода, на нашу модель "Кому нужна вода".
-Вода это ценный продукт, она нужна всем живым существам и растениям.
В.: Давайте расскажем, что знают наши помощники (анализаторы) о воде. (Показываю картинки с изображением анализаторов). -Что знает о воде глаз? (Вода бесцветная, не имеет формы, прозрачная) -Что может узнать о воде ухо? (Вода шумит,журчит,льётся, капает, плещется, брызгается и т.д.) -Что может узнать о воде рука? (Вода холодная, тёплая или горячая) -Что может узнать о воде язык? (Вода не имеет вкуса) -Что может узнать о воде нос? (Вода не имеет запаха)
В.: А сейчас я возьму у вас интервью. Ответьте мне на вопрос: что умеет делать вода? (дети отвечают, передавая микрофон по кругу). (Вода умеет бежать, журчать, лететь, литься, греть, переливаться, течь, плескаться, разбрызгиваться, моросить, капать, мочить, точить, мыть, стирать, замерзать, умывать, растворять и т.д) В.: Ребята, становитесь в круг, мы поиграем в игру "Какая бывает вода?" Я буду задавать вопрос и бросать вам мяч, а вы будете ловить, отвечать и возвращать его мне обратно. (Минеральная, безвкусная, без запаха, прозрачная, бесцветная, морская, водопроводная, речная, болотная, родниковая, грязная, газированная, мутная и т.д.)
В.: Скажите мне, ребята, в каком состоянии мы можем увидеть воду в природе? (Вода-волшебница, она может превращаться в снег, дождь, туман, лёд, иней, град, пар, росу). Молодцы! Сколько много вы уже знаете о воде.
-Что бы вы хотели ещё узнать о воде? Задавайте мне вопросы.
Вопросы детей. - Я слышала о круговороте воды, но не знаю что это такое. -Правда, что вода волшебница? Я знаю что она растворяет вещества соль и сахар, а какие вещества она не умеет растворять? -Я бы хотела узнать сколько воды на планете? -Что такое водопад? -Правда, что лёд может разрушать всё на своём пути? -Правда это или нет- ответ мы найдём проводя наши опыты, исследования. Мы сегодня будем работать в лаборатории, станем настоящими учёными, исследователями. (Одевают халаты) Подходят к столу. Предлагаю одному из детей попробовать смешать воду и подсолнечное масло. В.: (Наливают воду в стаканчик, добавляют масло, размешивают). Что вы видите? (Масло на поверхности воды). С каким свойством воды вы ещё познакомились? (Вода не растворяет подсолнечное масло и жиры и она легче воды).Выставляем карточку.
В.: Как вы думаете, ребята, много ли воды на нашей планете, хватит ли её всем? Давайте посмотрим на глобус. Что такое глобус? Да, так выглядит наша планета Земля, только в уменьшенном виде во много-много раз. Почему глобус окрашен в разные цвета? Каким цветом обозначена суша? Каким цветом обозначена вода? Чего больше, суши или воды? (Да, много воды на нашей планете) Скажите, где мы встречаем солёную воду? Покажите на глобусе реки, озёра. (Показ на глобусе океанов, морей). Какая в них вода? Солёная или не солёная? Всякая ли вода годится для человека, для различных наших нужд? Да, именно пресная вода нам нужна. Давайте проведём такой опыт: если мы представим, что вся вода нашей планеты умещается в 3-х литровую банку (показываю), то пресная уместится в половину стакана. Если я возьму 3 капельки пипеткой из этого стакана, то вот это (3 капельки) и будет вся вода рек и озёр нашей планеты Земля. Видите, как мало пресной воды. Живым существам - человеку, животным, растениям нужно много воды именно пресной, но пресной воды явно недостаточно на нашей планете. Есть такие места на Земле, где воды вообще нет. (Показываю картину "Пустыня").
Можно ли что-нибудь сделать, чтобы сэкономить воду? (Ответы детей) Всегда ли вы плотно закрываете кран? Из плохо закрытого крана вытекает вода 110 капель за 1 минуту. За сутки набегает уже 15 литров воды. Это больше вот такого ведра. (показываю). Знаете ли вы, о чём говорят капли, когда капают из неплотно закрытого крана? Послушайте: (запись) Родник иссяк, ручей ослаб А мы из крана - кап, кап, кап... Мелеют реки и моря, Не тратьте воду зря, зря, зря... А то пройдёт немного лет И нет водицы- нет, нет,нет... С. Погореловский.
Что же нужно делать, чтобы такое не случилось? (Закрывать плотно кран)
Давайте, ребята, проведём наш эксперимент.
В.: Показываю 2 баночки с овсом. Дети вспоминают, что в одну из них налили воду 3 дня назад.
Отличается ли овёс в этих баночках? Чем? Почему?
Вывод: вода обладает животворным свойством. Это подтверждают и наблюдения за растениями на мини-огороде.
В.: Вчера мы налили воду в две банки, одну из них плотно закрыли, и поставили их в холодильник. Как вы думаете, что произошло с банками? (Ответы детей). (Рассматривают обе банки)
Вывод: Это подтверждает предположение, что вода при замерзании расширяется, может разрушать всё на своём пути. Мы открыли ещё одно свойство. Оно ещё раз доказывает, что вода - волшебница.
(Обращаю внимание детей на игрушечного персонажа "Капитошку")
В.: Капитошка, теперь ты будешь знать, для чего нужна вода и что она имеет много свойств.
Капитошка: Благодарен вам, ребята.
В.: Что-то он загрустил, засиделся на земле, а он очень любит путешествовать. Давайте его отпустим, а я вас познакомлю с моделью круговорота воды в природе. (В игровой форме рассказываю и показываю на модели, а дети согласно текста выполняют движения физкультминутки "Путешествие капельки" )
(После задаю вопросы и уточняю, закрепляю ответы)
Откуда на Земле берётся вода? (Идёт дождь)
Откуда берётся дождь? (Из облаков)
Откуда взялись облака? (Вода испаряется, превращается в пар)
Ребята, а если Капитошка снова захочет вернуться на Землю, по каким дорожкам он может это сделать: по солнечным или водяным? (Ответы детей) И так он сможет путешествовать бесконечно. Иногда путь, по которому течёт река, пересекает горный уступ, на этом участке вода падает с него и некоторое время летит в воздухе, а затем снова касается земли. Такое место называется водопадом. Ребята, давайте посмотрим на водопад и полюбуемся его красотой. (Показ видео "Ниагарский водопад")
Мы ходили на экскурсию к экологу, что вы у него узнали? (Дети рассказывают, что узнали)
В.: Дело в том, что моря, океаны и реки находятся сейчас в беде. Люди их сильно загрязняют. Часто случаются аварии- в море сливается нефть. Заводы и фабрики сбрасывают в моря и реки грязную воду, люди бросают мусор: бутылки, банки, пакеты, всё, что нам не нужно. В результате животные и растения в морях и реках плохо себя чувствуют и даже погибают. Ребята, что нужно делать, чтобы этого не происходило? Как вы думаете? (Ввести запретные меры)
Расскажите, как нужно заботиться о чистоте рек, озёр, морей, пользуясь "запрещающими знаками". Вода, которую дарит нам природа, из-за неправильного отношения людей, становится очень дорогой. Надеюсь, что вы бережно будете относиться к воде, потому что вода- наше богатство!
Подвожу итог:
О каком волшебном веществе мы сегодня говорили? (О воде)
Какие новые свойства воды вы узнали? (Вода не растворяет подсолнечное масло и жиры, обладает животворным свойством, а когда замерзает может разрушать всё на своём пути)
Что вам понравилось сегодня делать больше всего?
Молодцы, ребята! Дома посмотрите вместе с родителями ещё в энциклопедии о воде, информацию в интернете о воде и на следующем занятии мы заслушаем ваши сообщения.
раскрыть » / « свернуть