У детей дошкольного возраста часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. В связи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности ребёнка.
Наравне с данной проблемой мы рассматриваем и проблему сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Ведь уберечься от опасности может только достаточно сильный и здоровый человек.
Потребность в сохранении здоровья детей есть у родителей (законных представителей), педагогических работников учреждения дошкольного образования, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Поэтому и в учебной программе дошкольного образования есть разделы «Безопасность жизнедеятельности», «Культура здоровья», «Организм человека», направленные на формирование представлений об условиях, от которых зависит здоровье человека, на формирование представлений о правилах безопасного поведения. Но главное - помочь детям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Какие же условия должны соблюдать педагоги по формированию безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни детей дошкольного возраста:
1 условие: необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми. Создается развивающая предметно-пространственная среда для воспитания культуры движения, питания, привычки соблюдения санитарно-гигиенических требований, распорядка дня.
Безопасная среда: (закреплённые шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; безопасное расположение растений в группе; оборудование помещений, где находятся дети, соблюдая меры противопожарной безопасности).
Правильное хранение различных материалов (ножницы находятся в недоступном для детей месте, соответствуют требованиям; лекарства находятся только в аптечке, аптечка находится только в определённых местах детского сада в недоступном для детей месте (в физкультурном зале, у медицинской сестры, на пищеблоке, в прачечной); моющие средства находятся так же в недоступном для детей месте).
Мебель, подобранная по росту детей; маркировка мебели, маркировка постельного белья и полотенец. Правильное освещение. Соблюдение распорядка дня.
Мы должны создавать развивающую предметно-пространственную среду, побуждающую использовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности взрослых с детьми.
2 условие: оказывать воспитывающее и обучающее воздействие на детей дошкольного возраста в специально организованной и нерегламентированной деятельности. Организовывать проблемные и игровые ситуации, обеспечивающие развивающее взаимодействие детей между собой, а также эмоционально насыщенную психологически комфортную оздоровительную жизнедеятельность. Для начала необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Для этого мы проводим беседы по профилактике травматизма со всеми детьми, заучиваем имя и фамилию свою и своих родителей, домашний адрес. Играем в различные дидактические и подвижные игры. Для реализации разнообразных занятий у педагогов должны быть картотеки подвижных игр, пальчиковой гимнастики, физкультминуток и др.
3 условие: сотрудничать с родителями (законными представителями) воспитанников. Так как родители играют важную роль в формировании познавательного интереса ребенка и формировании безопасного поведения в социуме, они должны быть хорошо осведомлены о содержании работы с детьми в каждой возрастной группе. Выработанные в детском саду умения и сформированные понятия закрепляются в семье. Для этого педагоги создают: наглядные пособия, информационные листки, проводятся совместные досуги и физкультурные праздники. Организуется работа с родителями по созданию развивающей предметно-пространственной среды, родители включаются в совместную деятельность с детьми по созданию познавательных плакатов по безопасности. Родители должны служить образцом для подражания, подавать личный пример безопасного поведения в различных ситуациях, бережного отношения к своему здоровью.
Для реализации данных условий мы в детском саду можем использовать самые различные виды деятельности:
1. Целесообразно разыгрывать разные ситуации: ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок с взрослыми и т. д.
2. Изучать литературу, посвященную безопасности и здоровому образу жизни детей. Большое значение отводится чтению художественных произведений, а именно сказкам. Содержание сказок — жизненный опыт многих поколений. В сказках мы познаем — те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Обращайте внимание на иллюстрации. У детей образная память. Детская психика «подстраховывается», что ребенок увидел, — так и будет стоять у него перед глазами.
3. Познавательно-исследовательская деятельность. Заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении, и функциях, овладевает операционными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему. В окружающей обстановке дома и в детском саду присутствуют предметы, с помощью которых ребенок (в соответствии с возрастными возможностями) знакомится с правилами безопасного обращения с ними. Это колюще-режущие предметы (иголки, ножницы, нож, электроприборы (магнитофон, утюг, пылесос, фен и др.).
4. Прогулка. Прогулка идеальное время для того, чтобы поговорить с ребенком о его безопасности. Конечно, 5-7-летние дети, как правило, с трудом воспринимают «голые» советы о том, как надо вести себя в опасной ситуации или как избежать ее. А вот если излагать их, «с привязкой» к конкретным обстоятельствам, разговор пройдет более продуктивно. Так же, включаем в прогулку подвижные игры и физические упражнения для развития физической выносливости детей.
5. Игра. В формировании представлений о безопасности и здоровом образе жизни игра выступает как самостоятельный метод обучения. Наиболее широко используются дидактические и подвижные игры. Благодаря обучающей задаче, облаченной в игровую форму (игровой замысел, игровым действиям и правилам) ребенок непреднамеренно усваивает определенное познавательное содержание. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу.
6. Трудовая деятельность обогащает социальный опыт ребенка. По мере приобретения трудовых умений, ребёнок приобретает чувство уверенности. И чем раньше он начнет испытывать удовольствие от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее будет смотреть на мир, так как приобретет уверенность в своей способности преодолевать трудности. С формированием трудовых умений и навыков у ребенка уменьшается опасность пребывания в отсутствии взрослых.
7. Изобразительная деятельность, конструирование позволяют детям сознательно отражать окружающую действительность в рисунке, лепке, аппликации, конструировании. Продуктивная деятельность позволяет ребёнку с помощью фантазии вжиться в мир взрослых и познавать его.
Работа с детьми должна проводиться систематически. Обучение безопасному поведению - это работа на много лет. Цель «безопасного» воспитания — внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход. Каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно. Проверяйте, усвоил ли ребенок сказанное вами. Выясняйте, что оказалось непонятным. Уже подчеркивалось, что соблюдение правил безопасности должно быть доведено до автоматизма. Только тогда гарантируется безопасность ребенка. Но нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, педагогов и просто взрослых людей.
разгарнуць » / « згарнуць