Программные задачи:
- развивать интерес к белорусским народным промыслам, умение классифицировать игрушки по материалам, из которых они изготовлены.
Формировать представления о предметах декоративно-прикладного искусства (игрушки из глины, соломки, дерева, ткани и авторские куклы).
Воспитывать уважение к труду мастера по изготовлению игрушек.
Материал и оборудование: кукла Алесь в национальном белорусском костюме; макет кукольного домика; народные игрушки из соломки, глины, дерева, ткани; дидактическая игра «Найди домик»; 3 мольберта; аудиозапись: диалог куклы Алеся с воспитателем дошкольного образования; электронный образовательный ресурс: туристско-краеведческое медиапутешествие «Дом, где создают кукол», игрушки-свистульки (по количеству детей).
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель дошкольного образования (В.):
- Ребята, вставайте в круг!
Станем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
В.: Ребята, что за домик тут стоит, а в окошке свет горит? Давайте его рассмотрим, повторяйте все за мной! (Ребята становятся полукругом перед домиком и играют в пальчиковую игру «Дом»).
У дома есть крыша (Руки треугольником над головой.)
У дома есть окно, (Показываем с помощью пальчиков прямоугольник.)
У дома есть дверь, (Ладони перед грудью.)
А в двери есть замок: (Скрестили пальцы ладоней в кулак.)
Кто его открыть бы смог? (Покрутили скрещенными в замок пальцами.)
Тук-тук-тук, тук-тук-тук, открывайте, я – ваш друг! (Кулачком стучат по ладони.)
- Что-то никто не открывает, постучу ещё разок: тук-тук-тук! (Воспитатель дошкольного образования стучит в дверь и из домика появляется кукла Алесь. Звучит аудиозапись диалога куклы Алеся с воспитателем дошкольного образования.)
Основная часть.
Кукла Алесь: Здравствуйте (называет имя и отчество воспитателя дошкольного образования), здравствуйте дети.
В.: Здравствуй, Алесь! Какой красивый у тебя дом! Я знаю, что у тебя много необычных игрушек, с которыми ты любишь играть. Покажи их, пожалуйста, ребятам и расскажи о них.
Кукла Алесь: Мои друзья, я сейчас вам покажу свои игрушки. (Дети подходят к столам, на которых стоят игрушки из глины, ткани, соломы, дерева. Кукла Алесь рассказывает об игрушках.)
Мои игрушки необычные тем, что их делали своими руками народные мастера. Мастер - это человек, который очень хорошо выполняет свою работу. Мои игрушки совсем не похожи на игрушки, с которыми вы играете. Посмотрите, они вам нравятся? (Ответы детей). Эти игрушки сделаны из глины, в виде знакомых вам животных и птиц. Назовите их. (Ответы детей). Какого они цвета? (Ответы детей) Глина - материал непрочный, поэтому играть с глиняными игрушками нужно осторожно, чтобы они не разбились. А вот эти игрушки сделаны из дерева и называются свистульками. Почему они так называются? (Ответы детей). Правильно, потому что они свистят. А ещё на свистульках можно играть, как на музыкальных инструментах. Попробуйте и вы поиграть . (Дети забавляются со свистульками). Я знаю, что девочки очень любят играть с куклами. У меня есть кукла, сделанная из ткани. Эту куклу подарила мне моя пробабушка. Она сделала её сама, свернув кусочек ткани в трубочку и перевязав её тесьмой. Такую куклу так и называют - свёртыш. А вот эта кукла сделана из соломки. Соломка золотистая, блестящая, гладкая. Кукла из соломки очень лёгкая, с ней очень удобно играть. Можно наряжать её в юбочку, одевать на голову веночек. У меня есть и другие игрушки из соломки. Назовите их. (Ответы детей). Правильно, это барашек, лошадка.
В.: Ребята, вам понравились игрушки Алеся? (Ответы детей).Назовите материалы, из которых они изготовлены. (Ответы детей). Игрушки Алеся изготовлены из ткани, дерева, глины и соломки. Чтобы игрушки могли нам долго служить, к ним нужно бережно относиться, убирать их на полки после игр. (Проводится дидактическая игра «Найди домик»).
В.: На мольберты закреплены изображения домиков: из соломы, из глины, из дерева. На столе лежат карточки с изображением белорусских народных игрушек, изготовленных из таких же материалов. Алесь просит вас расселить игрушки в домики в соответствии с материалами, из которых они изготовлены.
Кукла Алесь: Молодцы, ребята, что помогли мне навести порядок.
Ребята, каждая игрушка сделанная руками человека - мастера по изготовлению игрушек. Я приглашаю вас в медиапутешествие, где вы узнаете, как изготавливаются куклы. (Дети рассаживаются перед интерактивной доской и просматривают туристско-краеведческое медиапутешествие «Дом, где создают кукол»).
В.: Ребята, где мы с вами сегодня побывали? (Ответы детей). Правильно, в районном Доме ремёсел. Где находится районный Дом ремёсел? (Ответы детей). Районный Дом ремёсел находится в Центре культуры города Костюковичи. Как зовут мастера районного Дома ремёсел, который изготавливает кукол? (Ответы детей). Мастера по изготовлению игрушек районного Дома ремёсел зовут Светлана Николаевна Лабыко. Что отображают образы кукол С.Н.Лабыко? (Ответы детей). Образы кукол С.Н. Лабыко отображают традиции, национальные черты и характер белорусского народа: радушие, трудолюбие, благополучие и др. из каких материалов Светлана Николаевна изготавливает кукол? (Ответы детей). При изготовлении кукол Светлана Николаевна использует дерево, глину, ткань. Чем Светлана Николаевна украшает одежду кукол? (Ответы детей). Одежду куколСветлана Николаевна украшает вышивкой, кружевом, узором из соломки. Как называется кукла, которая одета в копию национального костюма Костюковичского района? (Ответы детей). Кукла в национальном костюме Костюковичского района называется «Прядильщица». Где Светлана Николаевна представляла своих авторских кукол?(Ответы детей). Правильно, на выставках нашего города, в городах Могилёвской области, в городах Российской Федерации. Ребята, как вы думаете, каким должен быть мастер по изготовлению игрушек? (Ответы детей). Конечно, мастер по изготовлению игрушек должен быть трудолюбивым, внимательным, творческим, креативным, добрым, внимательным. А вы, в свою очередь, должны уважать людей, которые изготавливают для вас игрушки и бережно относиться к игрушкам.
В.: Ребята,что нового вы сегодня узнали?(Ответы детей). Правильно, мы узнали об игрушках мальчика Алеся; о материалах, из которых они изготовлены; о работе мастера по изготовлению игрушек.
Кукла Алесь: Ребята, вы сегодня были очень активными и внимательными. На память о нашей встрече я хочу вам подарить игрушки-свистульки. А мне пора уходить. До новых встреч! (Воспитанники благодарят Алеся и прощаются с ним).
раскрыть » / « свернуть